Классическая аюрведа и йога основаны на школе ведической философии Санкхья (или Самкхья), изначально преподаваемой мудрецом Капилой. Санкхья — одна из шести классических школ индийской философии, называемых Шад Даршан. Сан означает истина, а Кхья означает знать. Это философия понимания истины жизни. Теория эволюции Санкхьи основана на 24 космических принципах (или Таттвах), чтобы объяснить все процессы во вселенной — проявленные и непроявленные. 24 принципа творения Пуруша Пуруша — это высшая истина, чистое сознание, высший разум, свидетель творения. Он образует основу для 24 принципов творения и превосходит их все. Он находится за пределами времени и пространства, не имеет качеств, формы, начала или конца. Внутри нас это наше высшее Я (Атман); это наш безмолвный наблюдатель. Цель Аюрведы — соединить наше тело и разум с Пурушей, истинным источником счастья и благополучия. У Пуруши есть желание испытать себя, что он делает через пракрути, творческую силу, стоящую за всем во вселенной. 1. Пракрути — изначальная воля, материя и энергия; творческий потенциал и сила, стоящая за вселенной. Первая сила действия вызывает проявление Пракрути. 2. Махад (Махат) и Буддхи — Махад — это универсальный Разум, великие законы и принципы, управляющие жизнью; а Буддхи — это индивидуальный разум, наша внутренняя мудрость, которая позволяет нам отличать правильное от неправильного, реальное от нереального и вечное от преходящего. 3. Ахамкара – эго, чувство «я есть». Наша Ахамкара – это ряд мыслей, а не отдельная личность. Она создает иллюзию, что мы отделены от чистого сознания (Пуруши). Привязанность, вызванная эго, является главной причиной страдания в мире. 4. Манас (Ум) – обусловленный ум. Мана – это формулирующий принцип эмоций, ощущений и воображения. Манас возникает из саттвических и раджасических качеств Ахамкары. Он обладает саттвой (силой просветления), которая действует через органы чувств, но также раджасом (способностью к действию), которая действует через двигательные органы. Эти четыре принципа – Пракрити, Махад и Буддхи, Ахамкара и Манас – составляют субъективный аспект творения. Каждый человек имеет индивидуальную природу, интеллект, эго и чувство ума. Гуны (качества) Пракрити имеет три основных, универсальных качества, или гуны, которые пронизывают все творение. Это Саттва, Раджас и Тамас. Саттва — чистая сущность света, правильного действия и духовной цели Раджас — принцип движения, который инициирует изменение; стимулирующая или позитивная сила Тамас — инерция, тьма, смятение; пассивная, негативная сила, которая поддерживает предыдущую деятельность Из Гун происходят: пять чувственных способностей — слух, осязание, зрение, вкус, обоняние пять способностей действия — речь, хватание, ходьба, рождение потомства, выделение ум (манас) — способность познания и действия пять объектов чувственного восприятия (танматры) — звук, осязание, форма, вкус, запах пять элементов — эфир, воздух, огонь, вода, земля Взаимодействие Саттвы и Раджаса формирует манас, пять чувственных способностей и пять способностей действия. В то время как взаимодействие Тамаса и Раджаса формирует пять объектов чувственного восприятия и пять элементов. Пять чувственных способностей (Джнянендрия) Из Саттвы возникают пять органов чувств, которые являются воспринимающими, а не выразительными. Их деятельность происходит через соответствующие органы действия. 5. Слух – уши, орган чувства звука, связанный с эфиром 6. Осязание – кожа, орган чувства осязания, связанный с воздухом 7. Зрение – глаза, орган чувства зрения, связанный с огнем 8. Вкус – язык, орган чувства вкуса, связанный с водой 9. Обоняние – нос, орган чувства обоняния, связанный с землей Пять способностей действия (Кармендрия) Из Раджаса возникают пять двигательных способностей. 10. Речь – рот (выражение), соответствует слуху и эфиру 11. Хватание – руки (схватывание), соответствует осязанию и воздуху 12. Ходьба – ноги (движение), соответствует зрению и огню 13. Размножение – пенис/влагалище, соответствует вкусу и воде 14. Выделение – анус, соответствует обонянию и земле Пять объектов чувственного восприятия (танматры) Это пять чувств, которые позволяют нам связывать пять органов чувств с объектами опыта. Это тонкие формы пяти элементов эфира, воздуха, огня, воды и земли. 15. Звук (Шабда) – эфир 16. Прикосновение (Спарша) – воздух 17. Форма (Рупа) – огонь 18. Вкус (Раса) – вода 19. Запах (Гандха) – земля. Пять элементов (Маха Бхутас).в Из Тамаса возникают пять элементов, которые являются основой всей материи. 20. Эфир (Акаша) – пространство 21. Воздух (Ваю) – движение 22. Огонь (Агни) – лучистая энергия 23. Вода (Апас) – связующий фактор 24. Земля (Прутхиви) – масса