Аюрведа
Аюрведические принципы

5 оболочек человеческого тела в аюрведе

В философии тело, разум и дух понимаются как одна непрерывность, но на самом деле восточная и западная мысль никогда не находились в согласии друг с другом. Западная философия зародилась в Греции, а восточная философия зародилась в Индии. Об этом объекте говорили греческие философы вообще и западные философы в частности. Индийские философы говорили о сознании, а западные мыслители на протяжении многих веков никогда не могли принять что-либо за пределами объекта как осязаемое: вот объект, я могу его увидеть, я могу его потрогать, и, следовательно, он есть.

Однако в йоге и веданте объект и сознание взаимосвязаны. На самом деле современная наука, то, что мы называем физикой, говорит точно так же, как йога. И современная физика, и древняя йога движутся абсолютно параллельно друг другу в объяснении реальности материи и сознания.

Тело, разум и дух взаимосвязаны, взаимосвязаны и взаимопроникающи. Следовательно, человек представляет собой совокупность трёх вещей: во-первых, грубого тела, во-вторых, тонкого или астрального тела и в-третьих, причинного тела или бессознательного. Эти три тела составляют каждого, но это грубые подразделения, широкие классификации.

Каждое тело имеет измерение и слой. Мы можем назвать это полем. То, как мы говорим «электромагнитное поле» или «радиоактивное поле», точно так же в вашем теле существуют поля. В веданте они известны как коши, что означает «оболочки». Этих кош пять: аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя и анандамайя, и они являются дальнейшими подразделениями трех тел, которые представляют три состояния нашего повседневного опыта.

Каждый день у нас есть три типа переживаний. Один из них — это опыт бодрствования, который мы переживаем через свои чувства и разум. Второй опыт – это сон. Во сне мы переживаем не через чувства, а через наше подсознание. Третий опыт — это сон, в котором нет знания о времени и пространстве, нет знания о себе или о чем-либо во сне, но, вставая утром, мы знаем, что хорошо спали накануне вечером.

Таким образом, каждый день индивидуальное «я» поочередно переживает эти три переживания. Этот опыт относится к конкретной области. Всякий раз, когда наше индивидуальное «я» попадает в одну конкретную сферу, оно получает один опыт, а когда наше индивидуальное «я» меняет поле, сферу или измерение, оно получает другой опыт. Например, если мы отправимся на Северный полюс, нам будет холодно, или если мы отправимся в тропическую страну, нам будет жарко.

Первая коша — это аннамайя, физическое тело. Аннамайя коша может быть саттвической, раджасической или тамасической. Слово саттва означает гармонию, равновесие и спокойствие, где мы создаём баланс между активностью и покоем. Раджас означает динамичный, активный, жестокий. Тамас означает тупой и инертный. Посредством шаткрий хатха-йоги мы развиваем саттвическую аннамайя-кошу, и когда аннамайя-коша становится саттвической, подъём энергии становится намного сильнее.

В современной науке говорится, что все время, весь день и ночь, атомная энергия колеблется в физическом теле и выходит из него, как маятник. Конечно, мы не можем этого увидеть, но с научной точки зрения было замечено, что точно так же, как маятник качается слева направо, точно так же, как и все остальные испуская или выбрасывая эти атомы. Саттвическое тело создает более амплитудные колебания, тамасическое тело, возможно, вообще не колеблется или минимально, в то время как раджасическое тело создаёт колебания, но не имеет ограничений.

Теперь, когда эти атомы или атомные частицы отскакивают от нашего тела и возвращаются обратно, наступает период покоя. Этот период покоя также всегда присутствует в маятнике. Когда он идет влево, а затем поворачивает вправо, наступает момент покоя. Точно так же, когда мы выполняем пранаяму, между вдохом и выдохом есть точка отдыха. Это называется безвременьем, и оно очень короткое. Иногда это может быть тысячная часть секунды, а иногда и десятитысячная часть секунды. За этот короткий период тело передает энергию саттвическую, раджасическую или тамасическую.

Вторая коша — это пранамайя, коша, состоящая из праны, или жизненной силы. Эта прана является частью космической жизни. Каждое существо, каждая вещь в этом мире является частью космической жизни. Прана — это сила или энергия всех видов движения. Прана — это санскритское слово, означающее движение или вибрацию.

Праническая энергия находится в постоянном движении на протяжении всей жизни. Она есть не только в людях, животных, травах и деревьях, и не только в океанах и горах, минералах и бактериях. Мельчайшая часть атома содержит прану. Эта прана одновременно видима и невидима. Перед нами проявляется видимая прана. Там, где есть прана, есть движение, рост, изменение и активность, а где нет праны, там нет и активности. Когда мы умираем, тело рассеивается, потому что оно полностью лишается праны.

Прана — это один из элементов нашего общего состава, и она также включена в практику йоги. Если прана возбуждена или имеется пранический дисбаланс, дисбаланс будет повсюду. Чтобы понять прану, нам нужно немного знать о положительных и отрицательных атомах. Прана находится в атмосфере в виде положительных и отрицательных ионов, которые продолжают прыгать, мигрировать и реинтегрироваться. Между ними необходимо создать баланс.

Если мы изучим науку о поведении положительных и отрицательных ионов, мы поймем важность балансировки праны в теле, потому что прана представляет положительную энергию в теле, а ум представляет отрицательную энергию. Когда существует баланс между положительной и отрицательной энергией, мы можем видеть просветление и все находится в гармонии.

Эта прана отвечает за работу кармендрий, органов действия, точно так же, как электрическая энергия отвечает за работу микрофона или лампочки. Если электричество, которое подается где-то в 220 вольт, станет 440 вольт, все сгорит. Если электричество станет 120 вольт, то тоже будет кризис. Поэтому электричество необходимо регулировать в зависимости от мощности микрофона или лампочек. Точно так же должна быть координация между праной и индриями, или органами чувств. Если праны слишком много, то ваши дети иногда бывают гиперактивными. Гиперактивность тела обусловлена гиперактивностью праны.

Кармендрий пять: стопы, руки, голосовые связки, мочевыделительная и выделительная системы. Индрия означает средство передвижения, инструмент или чувство. Карма означает действие. Посредством этих пяти кармендрий мы совершаем пять брутальных

действия. Прана — это сила, стоящая за ними. Мы видели, как пожилые люди становятся медлительными из-за недостатка праны. Пранамайя коша — это энергия аннамайя коши.

Существует пять основных пран: прана, апана, удана, самана и вьяна. Эти формы праны контролируют различные функции физического тела. Например, мочеиспускание, испражнения, оплодотворение и роды являются последствиями апаны. Затем есть пять вспомогательных или вторичных пран.

Прана не является механическим результатом деятельности тела, как ее понимает современная медицина. Согласно классической традиции, прана попадает в матку на четвертом месяце беременности. Когда эмбрион развивается в утробе матери, он является частью материнского тела и праны. После третьего месяца у плода проявляются независимые или индивидуальные праны. То есть с четвертого месяца прана матери и прана эмбриона становятся двумя разными пранами. Поэтому помните, что прана – это универсальная энергия.

Пранамайя коша очищается посредством практики пранаямы, поскольку пранаяма позволяет пранической энергии проникать в каждую клетку и волокно тела. Пранаяма не означает буквально дыхательные упражнения. Слово пранаяма состоит из двух понятий: праны и аямы, что означает поле, измерение или область. Пранаяма означает расширение поля праны. В этом физическом теле у нас есть поле праны. Это тонкая форма энергии, и ее можно измерить. Эта Прана Шакти также может быть заблокирована. В некоторых частях тела ее может быть избыток, а иногда наблюдается дисбаланс праны.

Третья коша — маномайя, коша, состоящая из ума. Ум – это сознание. Это само по себе поле энергии. Прана — это положительное поле энергии, а ум — это отрицательное поле энергии. На санскрите ум известен как манас и имеет три измерения. На самом деле в философии санкхья говорят, что ум имеет десять измерений. Здесь они имеют в виду разум каждого, не только человека, но и низших животных, растительное царство, разум каждого и всего в этом мире.

Существует десять стадий эволюции ума: от самой грубой до самой тонкой. Если мы хотим изучить эти десять стадий, нам следует прочитать Санкхья-сутры. Однако из этих десяти стадий разума человеку известны три: сознательный разум, подсознательный разум и бессознательный разум. Эти три стадии представляют собой подразделения человеческого разума. Буквальное значение слова «манас» — «то, посредством чего мы познаем, воспринимаем и понимаем». Восприятие, познание и понимание — основные и первичные качества ума.

Этот разум связан со временем, пространством и причинностью. Что такое прошлое, настоящее и будущее? Это три так называемых подразделения одного и того же ума. Какова форма ума? Говорят, что ум движется с наибольшей скоростью. Знаем ли мы скорость объекта? Мы знаем скорость звука и света, но знаем ли мы скорость ума. Разум — очень тонкая единица, и когда он переходит на уровень подсознания, он начинает уходить в неведомое прошлое.

Карл Юнг говорил об архетипах, снах и видениях. Он сказал, что нет известного источника этих вещей. Передаются ли они нам от наших родителей или из суперпространства, от наших предыдущих воплощений или в каких-то неизвестных передачах внутри нас существует примитивный запас архетипов.

Это называется самскара. Оно известно как семенное тело или бессознательное. Это три основных отдела ума.

Теперь этот ум можно приблизить, то есть время, пространство и причинность можно приблизить. Когда мы находимся на внешнем плане сознания, расстояние между временем, пространством и причинностью велико, а когда мы медитируем, тогда разрыв между временем, пространством и причинностью очень короток. Фактически, если разум иногда может остановиться, время останавливается. В этом направлении современными физиками проделана большая работа.

Разум, о котором мы говорим, является частью космического разума. Конечно, мы думаем, что у нас индивидуальный разум. Так думают все, но это невежество, потому что мы не знаем, так же как невежественный человек может чувствовать, что свет, горящий в лампочке, индивидуален, а другой человек понимает, что энергия исходит от электростанции. Точно так же этот разум является частью вселенского разума. Как мы можем соединить этот разум с космическим разумом? На примере практик йоги.

Четвертая коша – виджнянамайя. Виджняна означает психика. Виджняна — это санскритское слово, состоящее из префикса ви и джняна, означающее знание или осознание, внутреннее восприятие или опыт. Виджняна имеет два значения: внешняя наука и внутренний опыт. Поэтому всякий раз, когда мы получаем какой-либо опыт субъективного характера, это является следствием виджнанамайя-коши. Что бы мы ни видели во сне, это проекция виджнанамайя-кошы, и в нашей медитации, концентрации или мантра-йоге, когда мы видим огни и цветы, фигуры, ангелов или святых, чувствуем запах духов или слышим звуки, это является следствием или результатом виджнянамайя-коши.

Виджнанамая коша связана с очень неизвестной частью Вселенной и является связующим звеном или сутрой между сознательным разумом, индивидуальным разумом и универсальным разумом. Универсальное знание приходит в сознание через виджнанамайя коша или психический разум. Виджнанамая коша не зависит от времени, пространства и причинно-следственных факторов.

Возможно, мы не видели Пекин, но виджнанамая коша может дать вам полный фильм о Пекине, поскольку он не ограничен прошлым, настоящим или будущим временем. Ум смотрит на объект, но виджнанамайя-коша смотрит на Вселенную, и поэтому индуисты говорят, что виджнанамайя-коша имеет тысячу голов и тысячу глаз, тысячу рук и тысячу ног. Это означает, что он может видеть где угодно и думать о чём угодно.

Как её можно развивать? Её можно развивать с помощью тантры, поскольку тантра связана с виджнанамайя-кошой. Тантрические практики действуют как катализатор, потому что они находятся в нас, точно так же, как творог и масло находятся в молоке, но их нельзя рассматривать как отдельные, пока они не будут высвобождены. Материя содержит в себе энергию, но когда мы смотрим на материю, можем ли мы увидеть энергию? Нет мы не можем. Даже если мы верим, что в материи есть энергия, мы все равно не можем ее увидеть. Затем мы применяем метод отделения энергии от материи. Вот что такое ядерная энергия. Вся энергия присуща материи. Точно так же виджнанамая коша присуща нам, но она скрыта в нас, как масло скрыто в молоке. Мы должны разделить это; мы должны освободить нашу виджнанамайю-кошу.

Пятый организм — анандамайя коша. Невозможно перевести слово ананда. Некоторые переводят это как блаженство или счастье, но ананда – это когда нет ни счастья, ни несчастья. В счастье мы прыгаем, в несчастье тупим – иногда низко, иногда высоко. Итак, наш ум колеблется. В ананде нет раскачивания. Существует единый опыт, и этот опыт не меняется.

Смерть не может изменить этот опыт; рождение не может изменить это; любовь и ненависть не могут изменить наш опыт. Когда наш ум стал устойчивым в опыте и не колеблется ни при каких условиях, это ананда. Поэтому мы называем это гомогенным опытом. Опыт, который мы получаем в нашей жизни каждый день, неоднороден. Он разделен, и именно поэтому в имени свами есть ананда, чтобы напомнить им, что они должны достичь состояния ума, в котором нет раскачивания. Итак, анандамайя коша означает кошу, которая включает в себя однородный опыт.

Во многих книгах анандамайя коша переводится как оболочка блаженства. Есть состояние ума, которое не меняется, несмотря ни на что, что происходит в жизни. С таким состоянием ума мы можем жить в любых условиях жизни. Мы можем жить с хорошим партнером или с плохим партнером, в процветании или в бедности, в болезни или смерти, на дискотеке, на пляже, в отеле, везде, потому что на нас ничто не влияет. Мы там, где мы есть, прочно укорененные в себе, но в то же время мы можем взаимодействовать со всеми. Мы можем даже сражаться, но нас все равно не затронут.

Мы состоим из этих пяти оболочек или кош, но мы не являемся ими. Эти пять кош принадлежат низшему существованию, а не сфере высшего знания. Они контролируются тремя гунами: саттвой, раджасом и тамасом. Гуна означает качество, способность или атрибут. Три гуны принадлежат природе. В данном контексте природа – это не красивые места, горы и холмы.

В философии природа означает Пракрути, универсальный закон. Существует универсальный закон, который управляет всем, от самого большого до самого маленького, и он заложен в самой вещи. Возьмем, к примеру, дерево. Оно управляется законами, присущими дереву. Точно так же каждый человек и каждое животное управляются присущим ему законом. Мой контроллер присущ мне, и это закон. Это Пракрути, и она контролирует, поддерживает и управляет каждым законом с помощью трех гун.

Эти три гуны снова управляют пятью кошами. Три гуны действуют в унисон. Ничто не контролируется одной гуной. Телом управляет тамогуна, но есть и немного раджаса и саттвы. Точно так же анандамайя-коша контролируется саттва-гуной, но присутствуют следы двух других гун. Ум контролируется раджогуной, но присутствуют и следы двух других гун. Три гуны управляют пятью кошами во взаимодействии друг с другом. У них у всех есть доля. В одной коше одна гуна может иметь большую долю, а в остальных – очень незначительную, но пропорция время от времени меняется.

Различные практики йоги очищают механизм этих кош. Тем самым они могут изменить количество гун в каждой коше. Например, тело преимущественно тамасично, но с помощью практик хатха-йоги, саттвической пищи и хорошей ежедневной программы мы можем увеличить саттва-гуну в теле. Таким же образом мы можем изменить количество гун в каждой коше.

Когда мы изменяем количество гун в этих пяти кошах с помощью практик йоги, создается баланс, а когда создается баланс, тогда происходит большее осознание. Эти пять кош представляют собой отдельные классификации. Мы можем испытать их во время практики йоги. Когда мы медитируем, мы проникаем в каждую кошу.